4112013164231927468x60.gif

Что думают в средних классах об учителях

  • Размер шрифта:

В пятом-седьмом классах школьники больше всего расстраиваются из-за неудач в учении (45%), несправедливости взрослых (25%), ссор с друзьями (15%). По сравнению с младшими школьниками, у подростков возникает весьма критический взгляд на учителя. По данным Х. Лахта, подростки очень чувствительны к несправедливости учителя, недоверию с его стороны, бурно реагируют на раздражительность и некоторые другие негативные проявления в отношениях. На этот возраст, по нашим данным, падает самое большое число конфликтов между школьниками и учителями. Как уже говорилось, преобладающее большинство ребят в конфликтных ситуациях поддерживает друг друга, противопоставляя учителю действия своей группы или даже класса в целом.

Обилие конфликтных ситуаций в этом возрасте и та роль, которую они играют в жизни подростка, объясняются бурным развитием «второго плана» личности, ее мотивационной сферы. Это процесс достаточно противоречивый, трудный для самого подростка. Но и учителю нелегко разобраться в истинных и мнимых мотивах поступков. Н. К. Крупская, обращая внимание воспитателей на сложность внутреннего мира подростка, советовала «не подшивать» действиям ребят дурные мотивы. Очевидно, не случайно несправедливость учителя более всего травмирует ребят подросткового возраста.

В старших классах отношения с учителями стабилизируются, конфликтов становится меньше. Часть подростков уходит из школы в другие учебные заведения (из общего числа конфликтующих, по нашим данным, оставляют школу 55%). Предстоящие в восьмом классе экзамены, близкая перспектива окончания школы усиливают деловые ориентации старшеклассников, и их отношение к учителю все чаще строится на сугубо деловой основе. По данным опроса 1270 школьников восьмых — десятых классов, проведенного нами в Ленинграде в 1970—1976 годах, молодые люди наиболее высоко оценивают знания и профессиональное мастерство учителя (35%), его эрудицию, критичность мышления, наличие собственной точки зрения, убежденность.

Высоко оцениваются нравственные достоинства учителя (21%) — гражданственность, идейность, принципиальность, трудолюбие, честность, скромность и др. Наиболее обстоятельно судят школьники о коммуникативных свойствах учителя (34%): его отзывчивости, доброте, искренности, умении сочувствовать и понимать состояние другого человека. Большое значение придают старшеклассники общей культуре учителя (10%), проявляющейся в широте кругозора, умении понимать искусство, в развитой речи, хороших манерах, изящном внешнем виде, в способах разрешения конфликтных ситуаций.

Суждения школьников свидетельствуют о том, что представление об идеале возникло у многих под влиянием личности наиболее уважаемого учителя; учитель часто является тем нравственным эталоном, по которому школьник определяет достоинства других людей и свои собственные


По материалам сайта Записки школьного библиотекаря




RSS лента ВСЕГО блога с комментариями RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ с комментариями RSS лента этой КАТЕГОРИИ и БЕЗ комментариев RSS лента ЭТОГО ПОСТА с комментариями к нему

4112013164231927468x60.gif

Третьеклассники об учителях

  • Размер шрифта:

Аналогичная картина в третьем-четвертом классах. Большинство детей в этих классах плачут из-за неприятностей в школе и обиды на взрослых (родителей и учителей). «Боюсь идти в школу с невыученными уроками; «самое неприятное, когда набедокуришь и промолчишь, а потом наступает час расплаты»; «очень обидно, когда одному ставят 5 с натяжкой, а другому — 4 за то же самое»; «очень неприятно, когда не доверяют».

К десятилетнему возрасту увеличивается число школьников, которые считают, что учителя неправильно оценивают их знания, бывают несправедливы. Но в целом отношение к учителю, особенно к тому, который учит детей с первого класса, — доброжелательное и доверчивое.

С каждым годом ребята осваивают школу и правила внутришкольной жизни — писаные и неписаные. Они уже могут сравнивать действия учителей, и к подростковому возрасту умеют обобщать те особенности, которые должны быть, с их точки зрения, у всех учителей.

Какого же учителя подросток считает настоящим?

Мы обобщили суждения на эту тему 283 подростков в возрасте 12—14 лет. Они свелись к следующему: настоящий учитель — это тот, кто понимает и уважает ребят (35%); хорошо знает свой предмет и любит его (20%); спокойный, не кричит, умеет себя сдерживать (10%); справедливый (10%); не имеет «любимчиков», (7%); помнит все, что обещает (6%); следит за своим внешним видом (5%); помогает другим учителям (4%).

По мнению подростков, избирательные, дружеские отношения учителя с учеником могут быть только в очень редких случаях.

По материалам сайта Записки школьного библиотекаря




RSS лента ВСЕГО блога с комментариями RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ с комментариями RSS лента этой КАТЕГОРИИ и БЕЗ комментариев RSS лента ЭТОГО ПОСТА с комментариями к нему

4112013164231927468x60.gif

Взаимоотношения

  • Размер шрифта:

Под воздействием учителя формируется представление об этике отношений между людьми. «Очень огорчало, что классные руководители младших — 4—5 классов — нередко соперничали. Это очень разъединяло нас, ребят. В старших классах учителя работали более дружно, что соответственно сближало и нас».

Один учитель не может сосредоточить в себе все богатство окружающего мира, но увлеченность, с которой он посвящает учащихся в какую-то сферу знаний, заражает их творческим подходом к развитию и удовлетворению самых разнообразных индивидуальных интересов.

Школьники чрезвычайно тяготеют к учителям, которые привлекают их своей личностью, ищут контактов с ними. К учителям, завоевавшим общеученическое признание — авторитет, тянутся ученики других классов, иногда и других школ. Наверное, это и есть главное качество настоящего учителя — быть человеком везде, не разделяя ребят на «своих» и «чужих».

Как видно из бесед с учащимися, из всех учителей, с которыми они так или иначе взаимодействовали в школе, эмоциональные связи устанавливаются с одним-двумя учителями, но приверженность им сохраняется надолго (под эмоциональной связью подразумеваются интерес к личности учителя и взаимоотношения с ним, основанные на доверии и искренности).

У каждого третьего школьника значимый для него эмоциональный контакт с учителем возник в шестом-седьмом классе. В восьмом или девятом классе этот контакт нередко прерывался по разным причинам — чаще всего из-за усиления критического взгляда на учителя. В 14—15 лет подростки полны интереса к собственной личности. Они пытаются заниматься самовоспитанием: развитием интеллекта, расширением кругозора и, главным образом, закаливанием воли и характера. Новообразования в их взглядах, вкусах, поступках стремительны и порой противоречивы. Если учитель не видит их усилий в области саморазвития (что случается нередко), это сильнейшим образом задевает самолюбие молодых людей и приводит к разочарованию в учителе. Школьник предпринимает попытки к поиску новых связей, но находит их опять-таки лишь каждый третий.

Оценочные суждения учителя, его идейность, убежденность оказывают колоссальное влияние на формирующееся мировоззрение старших школьников и определяют направленность их интересов, потребностей, стремлений.Значительная часть старшеклассников обращается к учителям за разъяснением сложных вопросов общественно-политической, научно-технической и культурной жизни. Свои личные вопросы к этому возрасту школьники пытаются решать сами или с помощью товарищей. Личностный контакт с учителем идет уже не столько через «откровения», сколько через родство душ, родство идей — духовное взаимопонимание.


По материалам сайта Записки школьного библиотекаря




RSS лента ВСЕГО блога с комментариями RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ с комментариями RSS лента этой КАТЕГОРИИ и БЕЗ комментариев RSS лента ЭТОГО ПОСТА с комментариями к нему

Прыг: 01 02
 
апрель, 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          


Как оптимизировать сайт под поисковые системы, бесплатное видеообучение.
Юлия Рыжкова

На верх страницы .
All rights reserved Юлия Рыжкова © 2010 - 2020 Design by Amalgams